Выставки, театр, кино
Добавлено: 16 дек 2017, 18:50
Фонтанный дом - дворец Шереметьевский дворец - выставка до 15 января!!!
С 1 декабря в Шереметьевском дворце - музее музыки начнет свою работу выставка «Октябрем по театру: 1917–1927», посвященная эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной. «Октябрем по театру» – под таким лозунгом Всеволод Мейерхольд проводил публичные диспуты в середине 1920-х годов. Программу «Театральный Октябрь» режиссер-новатор объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса: театр – это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от «устаревшего» психологизма, декораций и даже театральных стен. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали. Этому оптимистическому времени и посвящен проект Музея театрального и музыкального искусства. Выставка, основанная исключительно на материалах фондов Музея театрального и музыкального искусства, демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в петроградских-ленинградских театрах 1917–1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных уличных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки – уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленном к 10-летию Октябрьской революции в Академическом малом оперном театре (ныне – Михайловский).
Десятилетие установления советского строя требовало повышенного театрального внимания. В Госкомиссии по проведению праздника родилась идея создания нового, синтетического театрального зрелища. Текст на октябрьскую тему был заказан пролетарским писателям Демьяну Бедному и Юрию Либединскому, певцу гражданской войны Исааку Бабелю и Владимиру Маяковскому. Самый востребованный советский поэт написал поэму «Хорошо!». 15 июня 1927 года в Музее Актеатров (ныне Театральный музей) на пл. Островского Маяковский прочитал комиссии и широкой публике несколько глав поэмы, было решено поставить ее в Малом оперном театре. За два-три месяца создается грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хоры чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. «Двадцать пятое» выдержало 5 показов и навсегда сошло со сцены, получив убийственную критику в советских газетах. Но был ли этот спектакль провалом?
Редкий случай – в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича с подробным описанием сцен, фотографии репетиций, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Эти документы впервые будут объединены в целостном научно-экспозиционном пространстве. Описание «Двадцать пятого» звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации. Здесь есть ироническая пантомима со сценами убийств Павла I и Петра III, пародия на «Евгения Онегина» Чайковского с деятелями Временного правительства Павлом Милюковым и Екатериной Кусковой в роли Няни и Татьяны, массовые танцы махновцев и кулаков… Бесценные экспонаты в подлинниках и в видеофильме, объединяющем их в связную картину, дают новое представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.
К «Двадцать пятому» вел большой путь. Выставка «Октябрем по театру» расскажет о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда-Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к «Женитьбе», поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера (ФЭКС), эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В. М. Дешевова «Красный вихрь» (ГАТОБ, 1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А. В. Пащенко «Орлиный бунт» (ГАТОБ, 1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к «Ревизору» в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.
Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции дадут точку отсчета для театральных экспериментов: «Свержение самодержавия» (1919) и «Мистерия освобожденного труда» (1920) запечатлены Карлом Буллой, «Взятие Зимнего дворца» (1920) и уличный спектакль-пантомима «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега (1921) сохранились в анонимных снимках. Фотографии артистов в ролях пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» (1927), сцены из опер «За красный Петроград» (1925) и «В борьбе за коммуну» на музыку «Тоски» Пуччини (1924, МАЛЕГОТ), около 20 афиш и плакатов создадут необходимый – и неповторимый – контекст эпохи.
С 1 декабря в Шереметьевском дворце - музее музыки начнет свою работу выставка «Октябрем по театру: 1917–1927», посвященная эстетической революции на театральной сцене, которая совершалась на протяжении первых десяти лет революции социальной. «Октябрем по театру» – под таким лозунгом Всеволод Мейерхольд проводил публичные диспуты в середине 1920-х годов. Программу «Театральный Октябрь» режиссер-новатор объявил, возглавив в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса: театр – это средство политической пропаганды, он адресован народным массам, предлагает образ нового, советского человека, отказывается от «устаревшего» психологизма, декораций и даже театральных стен. Новая идеология требовала новой эстетики, и на некоторое время пути русского художественно-театрального авангарда и молодого государства совпали. Этому оптимистическому времени и посвящен проект Музея театрального и музыкального искусства. Выставка, основанная исключительно на материалах фондов Музея театрального и музыкального искусства, демонстрирует работы современников, учеников, сподвижников и конкурентов Мейерхольда в петроградских-ленинградских театрах 1917–1927 годов. 10 лет революции в театре зафиксированы в фотографиях театрализованных уличных зрелищ, эскизах знаменитых художников-авангардистов, афишах, похожих на политические плакаты. В центре выставки – уникальный опыт музейной реконструкции синтетического представления «Двадцать пятое» по поэме Владимира Маяковского «Хорошо!», поставленном к 10-летию Октябрьской революции в Академическом малом оперном театре (ныне – Михайловский).
Десятилетие установления советского строя требовало повышенного театрального внимания. В Госкомиссии по проведению праздника родилась идея создания нового, синтетического театрального зрелища. Текст на октябрьскую тему был заказан пролетарским писателям Демьяну Бедному и Юрию Либединскому, певцу гражданской войны Исааку Бабелю и Владимиру Маяковскому. Самый востребованный советский поэт написал поэму «Хорошо!». 15 июня 1927 года в Музее Актеатров (ныне Театральный музей) на пл. Островского Маяковский прочитал комиссии и широкой публике несколько глав поэмы, было решено поставить ее в Малом оперном театре. За два-три месяца создается грандиозная постановка, включавшая оркестр, драматических, оперных и балетных артистов, хоры чтецов-декламаторов, пантомиму, массовку, новаторскую сценографию, 250 винтовок и несколько пулеметов. Премьера состоялась 6 ноября 1927 года. «Двадцать пятое» выдержало 5 показов и навсегда сошло со сцены, получив убийственную критику в советских газетах. Но был ли этот спектакль провалом?
Редкий случай – в фондах Музея театрального и музыкального искусства сохранился целый комплекс материалов к этому представлению: режиссерский сценарий Николая Смолича с подробным описанием сцен, фотографии репетиций, а также почти полный комплект эскизов декораций работы Моисея Левина. Эти документы впервые будут объединены в целостном научно-экспозиционном пространстве. Описание «Двадцать пятого» звучит словно рецензия на сегодняшний авангардный спектакль: тут и отказ от традиционной драматургии, и прямое обращение к зрителю через громкоговорители, установленные в зрительном зале (не говоря о пальбе холостыми патронами из зала по сцене), попытка совместить кино (в виде фотопроекций) и объемные движущиеся декорации. Здесь есть ироническая пантомима со сценами убийств Павла I и Петра III, пародия на «Евгения Онегина» Чайковского с деятелями Временного правительства Павлом Милюковым и Екатериной Кусковой в роли Няни и Татьяны, массовые танцы махновцев и кулаков… Бесценные экспонаты в подлинниках и в видеофильме, объединяющем их в связную картину, дают новое представление об одном из самых революционных (и дорогостоящих) опытов в области авангардного театра.
К «Двадцать пятому» вел большой путь. Выставка «Октябрем по театру» расскажет о самых ярких революционных спектаклях на сценах Петрограда-Ленинграда, представив эскизы Григория Козинцева к «Женитьбе», поставленной в 1922 году Фабрикой эксцентрического актера (ФЭКС), эскизы декораций Леонида Чупятова к балету В. М. Дешевова «Красный вихрь» (ГАТОБ, 1924), эскизы декораций Владимира Щуко к опере А. В. Пащенко «Орлиный бунт» (ГАТОБ, 1925), эскизы учеников Филонова Николая Евграфова и Артура Ляндсберга к «Ревизору» в Театре Дома печати (1927) и многие другие раритеты.
Фотографии массовых зрелищ и площадных действ первых лет революции дадут точку отсчета для театральных экспериментов: «Свержение самодержавия» (1919) и «Мистерия освобожденного труда» (1920) запечатлены Карлом Буллой, «Взятие Зимнего дворца» (1920) и уличный спектакль-пантомима «Фуэнте Овехуна» по пьесе Лопе де Вега (1921) сохранились в анонимных снимках. Фотографии артистов в ролях пьесы Луначарского «Бархат и лохмотья» (1927), сцены из опер «За красный Петроград» (1925) и «В борьбе за коммуну» на музыку «Тоски» Пуччини (1924, МАЛЕГОТ), около 20 афиш и плакатов создадут необходимый – и неповторимый – контекст эпохи.