"Таким образом,
у человека обширнее всего сфера смутных представлений. — Но
так как эти представления могут быть восприняты только со своей пассивной
стороны как игра ощущений, то теория о них относится к физиологической
антропологии, а не к прагматической, которой мы и занимаемся здесь.
Мы часто играем нашими смутными представлениями и заинтересованы в том,
чтобы воображение заслонило любимые или нелюбимые предметы; но еще чаще
мы сами становимся игрой смутных представлений и наш рассудок не в состоянии
избавиться от тех нелепостей, к которым его приводит влияние этих представлений,
хотя и считает их обманом.
Так обстоит дело с половой любовью, если она имеет в виду, собственно, не
благоволение, а, скорее, пользование своим предметом. Сколько остроумия было с
давних пор потрачено ради того, чтобы как бы прикрыть вуалью то, что хотя и
приятно, но показывает столь близкое родство человека с низкой породой животных,
что вызывает у людей стыд; и поэтому в изысканном обществе говорят об этом
завуалированно, хотя достаточно прозрачно для того, чтобы вызвать улыбку. —
Воображение охотно блуждает здесь в потемках, и всегда нужно немало искусства,
чтобы, избегая цинизма, не впасть в смешной пуризм.
С другой стороны, довольно часто нами играют смутные представления, которые
не хотят исчезнуть даже тогда, когда их освещает рассудок. Умирающему часто
кажется очень важным, чтобы его похоронили в саду или под тенистым деревом, в
поле или в сухом месте, хотя в первом случае он вовсе не может надеяться на
живописный вид, а в последнем не имеет основания опасаться получить от сырости
насморк."
Иммануил Кант
АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ