Этот дом строили как роскошный бордель для удовлетворения определенных и понятных потребностей. Данное обстоятельство никоим образом не смущало архитектора. Более того, он остался настолько горд своим творением, что даже запечатлел на здании свою легко запоминающуюся фамилию.
Александр Хренов был человеком разносторонним и амбициозным. Основал конезавод, рисовал акварели по личному заказу Николая II, но самый заметный след оставил в архитектуре. В Петербурге зодчий построил более 40 зданий, большинство из которых — доходные дома. Невский проспект, улица Рубинштейна, Английская набережная, Итальянская улица – заказы от обеспеченных людей, в том числе членов царской семьи, поступали со всего центра города. Он успел побыть даже главным архитектором Исаакиевского собора.
Детский поэт Николай Голь посвятил архитектору забавное стихотворение:
На Троицкой построил зодчий
доходный превосходный дом.
На освященье (это модно!)
явились в качестве гостей
и покорители бомонда,
и представители властей.
Трибуну получив для слова,
подрядчик бросил между слов:
– Постройка, как никак, Хренова!
– Я - Хренов! –
возопил Хренов.
Хор светских дам и джентльменов
петь славу зодчему готов:
– Ты гений, архитектор Хренов!
А Хренов крикнул:
– Я – хренов!
И после этого понуро
едва сыскать под старость смог
в истории архитектуры
свой безударный уголок.
Одним из его самых известных зданий считается Дом Муяки на улице Восстания, 18. Псевдояпонским названием он обязан своему владельцу - штабс-капитану Сергею Муяки, по заказу которого был построен в 1903 году. Известно, что гвардеец владел паем в Верхне-Амурской золотопромышленной компании, благодаря чему мог позволить себе дорогие развлечения. Так, в 1911 году он произвел в Петербурге автофурор, когда стал гонять на одной из первых машин марки «Руссо-Балт», небывалой по тем временам мощности. Вот и дом он заказал не простой, а с «изюминкой».
Есть легенда, что изначально в здании планировалось открыть шикарный, бордель, спустя время передумали и стали сдавали квартиры в аренду. В подтверждение этой версии приводят и игривый декор, и прелюбопытный лифт с диванчиком. Стилистически строение относится к модерну, однако затейливая лепная орнаментация и кружевная ковка напоминают мотивы рококо. Со стен к прохожим склонились головы львов и девушек с сидящими на них совами. Кстати, ночная птица у славянских народов традиционно означала именно девушку легкого поведения. Во внутренний двор выходят витражи с изображением лилий, маков и других цветов.
Лифт получился таким необычным, что добавил немало популярности дому как в начале XX века, так и сегодня. Кованый, изящными деталями напоминающий золотую клетку для птиц, он поднимал гостей на круглые лестничные площадки. Внутри – зеркало и полукруглый кожаный диван. В народе его называли «лифтом для двоих».
Будто для усиления курьёзности в 1906 году в здании открылись Высшие женские архитектурные курсы, где, по свидетельству современника, царила «необычная атмосфера, располагающая к тому, чтобы всецело и радостно отдаться труду». Просвещались девушки до 1922 года, после чего, курсы закрыли, прежних жильцов выселили, сам доходный дом поделили на коммуналки и отдали простым советским гражданам. На первом этаже и вовсе открыли детский сад. Сегодня здание является собственностью банка: часть помещений занимает его офис, другая – используется как бизнес-центр.
Кстати, слухи о доме терпимости ходили и по поводу увеселительного сада «Аквариум», на месте которого позже построили здание «Ленфильма». Ресторан, варьете и искусственный каток ввиду высоких цен на входные билеты посещала только избранная публика. Здесь прошла «выставка красавиц», один из первых в России конкурсов красоты,чемпионат по женской борьбе и другие колоритные мероприятия.